Логотип Трезвое радио
Сейчас в эфире:
Статьи

Ученические общества Трезвости

В работе даётся понятие об ученических обществах Трезвости. Показан пример создания ученического общества Трезвости С.А. Рачинским. Приведены цели, формальные основания создания и спектр направлений деятельности ученических обществ Трезвости. Показаны преимущества для деятельности современных ученических обществ Трезвости.

Ученические общества Трезвости

Ключевые слова: Трезвость, ученическое общество Трезвости, учебно-воспитательный процесс, мораль Трезвости.

Введение


Процессы воспитания и обучения, как и многие другие, связаны с интенсивной интеллектуальной деятельностью. Требуют большого количества нервных ресурсов, ведь их результатом должно стать не простое механическое запоминание набора смысловых единиц, а формирование целостной системы знаний, умений и навыков [1].

Ученическое общество Трезвости представляет собой одну из форм ученического самоуправления в образовательном учреждении. Выполняя свои задачи, ученическое общество Трезвости реализует часть воспитательной работы в учебном заведении. Создание и функционирование ученических структур самоуправления по утверждению и сохранению Трезвости служит одной простой и понятной цели: формирование в отдельно взятом учебном заведении морали Трезвости. Следствием этого является улучшение психологического климата и эффективности обучения в образовательном учреждении.

Экскурс в историю


Сегодня мало кому из преподавателей известно имя Сергея Александровича Рачинского. По отзывам современников, «Рачинский – это имя мирового значения». Он был творцом самобытных русских идеалов просвещения. Личный пример Сергея Александровича и сегодня вдохновляет нас на посвящение своих сил бескорыстному служению Отечеству.

Сергей Александрович Рачинский родился 2 мая 1833 года в селе Татеве Бельского уезда Смоленской губернии (ныне район Тверской области). Его отец, капитан Муромского пехотного полка, был дворянского рода Рачинских, имеющий польские корни. Его предки получили от польского короля Владислава IV земли в Бельском уезде.

В 15 лет Сергей Рачинский поступил в Московский университет. Его молодость проходит в научной деятельности. В 20 лет он стал кандидатом естественных наук. После окончания университета некоторое время служил в архиве Министерства иностранных дел, а осенью 1856 года уехал за границу для подготовки к профессорской деятельности. Вернувшись, защитил магистерскую диссертацию и был приглашён занять кафедру ботаники в Московском университете. По своему уму и свойствам характера Рачинский занял видное место в московском образованном обществе.

В 1866 году защитил докторскую диссертацию. В 1868 подал в отставку и до 1872 года вёл светскую жизнь в Москве. Переехав в родовое имение в Татево, он почувствовал неудовлетворённость своей жизнью. Это был непростой период его жизни. Однажды он зашёл в сельскую школу и попал на урок арифметики, который показался ему необычайно скучным. Сергей Александрович попробовал сам дать урок, стараясь сделать его интересным и живым. Неожиданно его жизнь обрела смысл и начала доставлять ему большую радость. Он стал сельским учителем.

В 1875 году Рачинский построил новое здание школы и общежитие при ней, затем сам переселился в него, сделавшись сельским учителем [2]. Вскоре школа стала образцовой. Крестьянские дети изучали учебные дисциплины, приобретали трудовые навыки, необходимые в деревенской жизни.

Как учитель по призванию, Сергей Александрович досконально изучил все особенности жизни своих учеников. К тому времени в сёлах незаметно распространялась привычка отравляться алкогольными ядами. По современным меркам и беспокоиться-то вроде бы не было нужды. Сейчас в России уровень отравления почти в 5-8 раз выше, чем в конце ХIХ века. Рачинский же увидел опасность в том, что отсутствие Трезвости могло привести к гибели близких для него людей – его учеников.

Однажды Рачинский стал свидетелем случая, который потряс его до глубины души: «Между моими первыми учениками был мальчик, который постоянно радовал меня своим прекрасным характером, своими способностями и успехами...

Лет семь тому назад, вскоре после одного из наших храмовых праздников, в аллее, проходящей поблизости от школы, встретился мне мой питомец. Сидел он в телеге, как-то странно покачиваясь, и на оклик мой окинул меня мутным, бессмысленным взглядом. Он был совершенно пьян».

Затем Сергей Александрович описывает своё состояние, в котором ярко раскрывается его пастырское отношение к происходящему:

«У меня захватило дух от раскаяния и стыда. Оказалось вдруг, несомненно, неопровержимо, что для этого юноши, столь счастливо одарённого, о коем я так много думал, так много старался, я не сделал ровно ничего, или, точнее, упустил сделать то, без чего всё прочее не имеет ни малейшей цены – не закалил его волю против самого обыденного, самого опасного из искушений. Для меня стало очевидным, что для ограждения моих учеников от окружающего их зла нужны средства более сильные, чем простые увещевания и поучительные речи».

«Единственное средство, которое я мог придумать, было устройство в тесном кругу моих учеников общества Трезвости при абсолютном воздержании от спиртных напитков».

Мысль о таком обществе была встречена большинством его уже ставших взрослыми учеников в высшей степени сочувственно, и вот 5 июля 1882 г., в день именин Сергея Александровича, после молебна преподобному Сергию Радонежскому им самим и его учениками был произнесён в церкви торжественный обет такого воздержания. Общество состояло первоначально почти исключительно из бывших татевских учеников. Постоянное ядро его составляли вышедшие из этой школы учителя. Всего несколько десятков человек – но польза, приносимая этим маленьким обществом его членам, постоянные беседы Сергея Александровича с крестьянами стали приносить свои добрые плоды. Ежегодно общество увеличивалось, а осенью 1888 г. стали приходить крестьяне из разных, иногда очень удалённых от Татева деревень, с просьбами принять их в общество. По инициативе молодых священников (нередко учеников С.А. Рачинского) общества Трезвости, подобные татевскому, стали появляться в других, соседних с Татевом, сёлах [3].

Цель ученического общества Трезвости


Идеальный желаемый результат ученического общества Трезвости (УОТ) состоит в создании информационного поля внутри учебного заведения, способствующего утверждению сознательной Трезвости в каждом учащемся. Это достигается популяризацией в различных формах известных знаний о преимуществах жизни в Трезвости.

Следует отметить, что деятельность ученического общества Трезвости стоит на защите интересов учащихся, родителей, преподавателей и администрации учебного заведения, утверждая и сохраняя Трезвость всех участников учебного процесса.

Главным принципом ученического общества Трезвости должна быть личная сознательная Трезвость и компетентность его участников.

Организация ученических обществ Трезвости


Создание ученического общества Трезвости с точки зрения закона возможно и должно быть отражено в уставе образовательного учреждения.

Статья 26 федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» определяет два принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и коллегиальность – и даёт право на участие в управлении образовательным учреждением (то есть, право на самоуправление) педагогам, родителям и учащимся [4].

В соответствии с этим, при поддержке администрации учебного заведения ученические общества Трезвости формально могут образовываться подобно школьным думам, советам лидеров, профкомам студентов. В то же самое время, ученическое общество Трезвости со всей полнотой действий можно создать при существующей структуре самоуправления учащихся.

Возможности ученического общества Трезвости


Для организации работы ученического общества Трезвости в первую очередь необходимы рабочие собрания, на которых ведётся подготовка к проведению мероприятий. Эти мероприятия должны соответствовать текущей ситуации и нуждам учебного заведения.

Наиболее распространённые способы утверждения Трезвости:

• беседы;
• круглые столы;
• уроки Трезвости;
• подготовка новых членов УОТ;
• конкурсы социальной рекламы Трезвости и её размещение;
• интеллектуальные соревнования;
• спортивные мероприятия;
• ведение группы в социальных сетях;
• издание газеты;
• съёмка, монтаж и размещение видеосюжетов;
• участие в родительских собраниях;
• участие в городских, областных конференциях, слётах.

Трезвость как явление жизни необходима каждому человеку. В условиях массового её отнимания в любом коллективе людей уместны и нужны формальные и неформальные действия, направленные на утверждение морали Трезвости.

На сегодняшний день эта задача значительно облегчается многими факторами. Наши соотечественники прошлых поколений хоть и ощущали остро необходимость Трезвости для народа, всё же не знали действительных причин того, почему и как у человека отнимается Трезвость, почему он отравляется алкогольными, табачными ядами. Они находились под воздействием ряда укоренившихся заблуждений и, как следствие, опытным путём искали способы растолковать правду своим современникам, часто опираясь не на науку, а на культурно-религиозные нормы.

В наше время общеизвестным становится открытие Г.А. Шичко о социально-психологическом программировании, расширяется научная база теории Трезвости. Давно установлено, что этиловый спирт – это яд для человека, не обладающий никакими «магическими» свойствами [5], и области его применения тоже определены: в промышленности, медицине, бытовой химии, парфюмерии и т.д. Язык утверждения и сохранения Трезвости становится востребованным. Также в руках народа появились современные средства связи и безадресного распространения правдивой информации (Интернет, социальные сети). Трезвость начинает пониматься в общественном сознании важной ценностью, которая обеспечит счастливое будущее в жизни каждого.

В связи с этим деятельность ученического общества Трезвости в учебном заведении в наши дни - это не только важное, но и результативное направление работы для школьников, студентов и преподавательского сообщества.

Список литературы


1. Распопов Р.В. Мораль трезвости как одна из базовых компетентностей человека / Р.В. Распопов // Проблемы реализации компетентностного подхода в российском профессиональном образовании: материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. – С. 201-203.
2. Горбов Н.М. С.А. Рачинский / Н.М. Горбов. – СПб.: Изд. Общества ревнителей русского исторического просвещения, 1903. – 43 с.
3. Гусев Г.В. История обучения и воспитания трезвости в православном образовании: дис.... канд. пед. наук : 13.00.01 / Г.В. Гусев. – М.: Моск. гос. ин-т стали и сплавов, 2007. – 170 с.
4. Рогаткин Д.В. Программа «Новые технологии школьного ученического самоуправления». [Электронный ресурс]: методические разработки по теме школьного ученического самоуправления. – URL: http://doroga.karelia.ru/samo/obr.htm (дата обращения: 20.01.2016).
5. Фекьяер Х.О. Алкоголь и иные наркотики: магические или химические вещества? / Х.О. Фекьяер; пер. К.С. Красовский. – Философская книга, 2012. – 160 с.

Сведения об авторе
Юлдашбаева Лариса Агзамовна, преподаватель математики ГБПОУ «Златоустовский педагогический колледж», тел. 8-919-316-94-83.

Возврат к списку